
Стоит ли это комментировать – это легко управляемая толпа. Если рассмотреть положение в ВУЗах страны, то невооруженным глазом видно, что идет процесс уничтожения оных. Слабое финансирование, сокращение учебных мест, неквалифицированные, а порой «устаревшие» педагоги сводят на нет интеллектуальный потенциал страны. Плюс слабая подготовка, профориентация в школе приводят большинство выпускников в ПТУ, на которые и есть ставка у нынешнего правительства.
Рассмотрим хотя бы схему финансирования учебных заведений.
Высшие учебные заведения делятся на государственные и негосударственные. Ну, с
негосударственными все понятно – они никогда не были на балансе бюджета.
Государственные на 50% дотируются из бюджета. Соответственно, ежегодно
госзаказом на них спускается 50% бюджетных мест. Оставшаяся половина студентов
обучается на коммерческой основе, что не лишает ВУЗа статуса государственного
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из 50% бюджетников по окончании
учебы в лучшем случае 20% таки поступают на службу в государственные
учреждения. Это статистика. Получается, что остальные 30, а то и более %
получают образование за наши с вами деньги, а потом работают в частных
предприятиях, оставляя и нас - налогоплательщиков и государство с носом. Далее,
больший процент выпускников школ идут в ПТУ,
которые на 100% финансируются госбюджетом. Уровень знаний, морали и этики,
который получают дети в профессионально-технических училищах, говорит сам за
себя. И что не менее важно, максимальный процент выпускников ПТУ работает на
негосударственных предприятиях. Напоминаю, 100% финансирования – государство,
то есть мы. Получается, что существующий олигархический капитал обеспечивает
себя рабочей силой за наш с вами счет.
А, ведь есть возможность изменить ситуацию. Сократить
количество бюджетных мест до 18-20%, согласно реальных нужд государственного
сектора экономики. Помимо внешнего независимого тестирования, оставить на
усмотрение ВУЗа варианты оценивания знаний с возможностью пройти курсы по
предметам отставания. Это увеличит шансы школьников проявить свои возможности и
не оказаться от безысходности в ПТУ. Далее, помимо госзаказов должны
существовать коммерческие заказы от предприятий на специалистов – это будет
честно со стороны государства по отношению налогоплательщикам и со стороны толстосумов-работодателей
по отношению к государству. Ну и спец кредитование на учебу – это тоже реальный
выход для необеспеченных талантливых детей.
Теперь, если говорить о самих программах обучения. Руководствуясь
примерами развитых государств, наше министерство образования пытается
приблизиться к уровню Европы. Но делает это коряво и грубо. По сути, из
программы вырываются куски, подстраиваются (по мнению министерства) под
современные требования и вставляются обратно, совершенно не согласовано. В
итоге, знания даются оторванными от реальности, и элементарная цель – дать
потенциальному налогоплательщику навыки, способствующие полноценной жизни в
современном обществе, не достигается.
Мы сейчас с вами находимся в замкнутом кругу. Необходимость
повышать экономику требует квалифицированных специалистов, а воспитать
квалифицированных специалистов возможно только в условиях стабильной
экономики. Нужно разрывать этот круг.
Есть масса примеров в истории и в опыте других современных государств, которые
справились с этой проблемой. Вопрос только в грамотном, я бы сказал,
патриотическом подходе к ситуации.
Вообще, проблем в системе образования много и незамеченными
их оставлять нельзя. Выпускники учебных заведений – это будущее страны. Если мы
хотим построить высокоразвитое и благополучное государство, то этой стратегической
структуре нужно уделять максимум внимания.
Немає коментарів:
Дописати коментар