Google+ Сергій Гордієнко. Вибір 2012: Мы все учились понемногу...

четвер, 4 жовтня 2012 р.

Мы все учились понемногу...



http://board.kompass.ua/_bd/486/74089986.jpgТак устроена наша жизнь, что все в ней взаимосвязано… Не думаю, что кому-то я открыл тайну. Стараясь достичь стабильности и благополучия в государстве, мы не можем не уделить внимание тем людям, на чьи плечи в ближайшем будущем ляжет ответственность за Украину. И как ни странно, грамотные люди, стоящие у руля, почему-то не понимают этого, а скорее, понимают и поэтому сознательно игнорируют, а порой и усугубляют проблемы в системе образования. Создается впечатление, что власти выгодно необразованное общество.
Стоит ли это комментировать – это легко управляемая толпа. Если рассмотреть положение в ВУЗах страны, то невооруженным глазом видно, что идет процесс уничтожения оных. Слабое финансирование, сокращение учебных мест, неквалифицированные, а порой «устаревшие» педагоги сводят на нет интеллектуальный потенциал страны. Плюс слабая подготовка, профориентация в школе приводят большинство выпускников в ПТУ, на которые и есть ставка у нынешнего правительства.
Рассмотрим хотя бы схему финансирования учебных заведений. Высшие учебные заведения делятся на государственные и негосударственные. Ну, с негосударственными все понятно – они никогда не были на балансе бюджета. Государственные на 50% дотируются из бюджета. Соответственно, ежегодно госзаказом на них спускается 50% бюджетных мест. Оставшаяся половина студентов обучается на коммерческой основе, что не лишает ВУЗа статуса государственного со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из 50% бюджетников по окончании учебы в лучшем случае 20% таки поступают на службу в государственные учреждения. Это статистика. Получается, что остальные 30, а то и более % получают образование за наши с вами деньги, а потом работают в частных предприятиях, оставляя и нас - налогоплательщиков и государство с носом. Далее, больший процент выпускников школ идут в ПТУ, которые на 100% финансируются госбюджетом. Уровень знаний, морали и этики, который получают дети в профессионально-технических училищах, говорит сам за себя. И что не менее важно, максимальный процент выпускников ПТУ работает на негосударственных предприятиях. Напоминаю, 100% финансирования – государство, то есть мы. Получается, что существующий олигархический капитал обеспечивает себя рабочей силой за наш с вами счет.
А, ведь есть возможность изменить ситуацию. Сократить количество бюджетных мест до 18-20%, согласно реальных нужд государственного сектора экономики. Помимо внешнего независимого тестирования, оставить на усмотрение ВУЗа варианты оценивания знаний с возможностью пройти курсы по предметам отставания. Это увеличит шансы школьников проявить свои возможности и не оказаться от безысходности в ПТУ. Далее, помимо госзаказов должны существовать коммерческие заказы от предприятий на специалистов – это будет честно со стороны государства по отношению налогоплательщикам и со стороны толстосумов-работодателей по отношению к государству. Ну и спец кредитование на учебу – это тоже реальный выход для необеспеченных талантливых детей.
Теперь, если говорить о самих программах обучения. Руководствуясь примерами развитых государств, наше министерство образования пытается приблизиться к уровню Европы. Но делает это коряво и грубо. По сути, из программы вырываются куски, подстраиваются (по мнению министерства) под современные требования и вставляются обратно, совершенно не согласовано. В итоге, знания даются оторванными от реальности, и элементарная цель – дать потенциальному налогоплательщику навыки, способствующие полноценной жизни в современном обществе, не достигается.
Мы сейчас с вами находимся в замкнутом кругу. Необходимость повышать экономику требует квалифицированных специалистов, а воспитать квалифицированных специалистов возможно только в условиях стабильной экономики.  Нужно разрывать этот круг. Есть масса примеров в истории и в опыте других современных государств, которые справились с этой проблемой. Вопрос только в грамотном, я бы сказал, патриотическом подходе к ситуации.
Вообще, проблем в системе образования много и незамеченными их оставлять нельзя. Выпускники учебных заведений – это будущее страны. Если мы хотим построить высокоразвитое и благополучное государство, то этой стратегической структуре нужно уделять максимум внимания.

Немає коментарів:

Дописати коментар